Поиск






Прыжок с облака

bigt23773938В начале июля 2014 года в Сочи открылся Скайпарк Эй Джей Хакетт Сочи — первый в России парк приключений на высоте от основателя банджи-джампинга, новозеландца Эй Джей Хакетта.

Это его восьмой проект и самый масштабный. Подобные парки он создал в Новой Зеландии, Австралии, Сингапуре, Германии, Франции, Китае. Но в России со свойственным для русских людей размахом Скайпарк получился «самым-самым в мире» по многим параметрам: самый длинный подвесной пешеходный мост Скайбридж, одни из самых высоких в мире банджи-джампинг — BUNGY 207м и BUNGY 69м, самые высокие в мире качели SochiSwing 170м, самый скоростной троллей MegaTroll, развивающий скорость до 150 км/ч. Не случайно организаторы парка уже готовят заявку в книгу рекордов Гиннесса.

— Хотите прыгнуть в ущелье? — спросила нас красивая темноволосая девушка. Мы с фотографом дружно сделали шаг назад. — А хотите сфотографировать, как человека сбросят? Здесь 69 метров! — через секунду девушка, опасно отклонившись назад, балансировала на краю пропасти, внизу которой бурлила горная река. От падения ее удерживала только веревка, один конец которой был привязан к поясу, другой находился в руках у напарника. Он разжал пальцы и девушка полетела вниз… Несколько секунд, и упругий канат остановил падение. Крик радости прокатился по ущелью. Через минуту лебедка уже вытащила прыгунью обратно на платформу, и она стояла возле нас, улыбаясь как ни в чем не бывало.

Теперь за острыми ощущениями туристам не надо ехать в другую страну. Можно приехать в Сочи. Глядя на монументальность комплекса, трудно поверить, что его могло и не быть, и все решила случайность или настойчивость. В курс дела нас ввела Наталья Ивлева, руководитель департамента маркетинга парка, только что продемонстрировавшая нам безопасность аттракциона.


— Наталья, как возникла идея создания такого парка?

— Один из акционеров Скайпарка Эй Джей Хакетт Сочи когда-то прыгнул на объекте Хакетта в Новой Зеландии во время горнолыжного тура по стране. Новая Зеландия считается родоначальником всех экстремальных развлечений, поэтому он пытался попробовать там все. Но желание сделать это на родине появилось только после посещения объекта в Невисе. Простая на вид и одновременно технически сложная конструкция, с которой совершались прыжки, сильно поразила его. Вернувшись в Сочи, он побывал, наверное, во всех каньонах. Нужно было найти не просто красивое место, каких в Сочи много, но и такое, из которого можно было бы сделать живое предприятие. Идеальным местом оказался Ахштырский каньон, в котором кратчайшее расстояние от одного берега до другого составляло менее 300 метров.

Наш руководитель обратился в специализированный институт, который выдал первые эскизы и варианты подвесного тогда еще трапа (площадки) до середины ущелья, с которого можно было бы совершать банджи-прыжки с высоты более 200 м. ЛЭП 500, которая была построена в 2005 году в Ахштырском ущелье, сильно отодвинуло реализацию проекта, заняв наиболее выгодное местоположение.

— Как получилось, что Эй Джей обратил внимание на этот проект и решил построить здесь свой объект?

— Хакетт получает ежедневно несколько заявок на открытие объектов в разных концах света. На все предложения он не реагирует, т.к. не хочет это делать массово. Безопасность — его первоочередной критерий в работе. Ведь если начать что-то тиражировать, то контроль за безопасностью может быть потерян. А Эй Джей сам тщательно следит за строительством и эксплуатацией всех объектов.

Одновременно с проектными изысканиями наш руководитель написал письмо в компанию AJ, на которое там, конечно же, не отреагировали. В течение двух лет он пытался установить с новозеландцем контакт. И однажды, находясь во Франции, он узнал от своих друзей, что туда же приехал покататься на лыжах Эй Джей. Он попросил организовать ему встречу на горнолыжном курорте, чтобы просто покататься вместе. И вот чудо, Эй Джей согласился.

Они забрались на одну из самых высоких зон в Шамони — Гранд Монте, на один из самых крутых склонов. А надо сказать, что Эй Джей Хакетт в молодости выступал за сборную Новой Зеландии по горным лыжам и очень хорошо катается на лыжах. Но наш директор вырос в Красной Поляне и тоже не промах. Эй Джей стартанул первый и остановился только в самом низу. Задрал голову вверх с вопросом: «Ну, где же эти русские?» А русские уже стояли рядом с ним. Эй Джей сказал: «Слушай, чувак, а ты неплохо катаешься на лыжах! Пожалуй, с тобой стоит поработать». После многочасового допроса Эй Джей согласился приехать и посмотреть на возможности региона. Олимпиада была очень кстати! С тех пор Эй Джей начал принимать активное участие в концепции парка. Новозеландское инженерное бюро «Тиндал Ассосиейшен» было выбрано для проектирования всей конструкции уже пешеходного подвесного моста с площадками для высотных аттракционов. Артур Тиндал неоднократно был лауреатом конкурса «самый красивый подвесной мост». С Эй Джей к Bundgy 207м были добавлены такие аттракционы, как Bungy 69, MegaTroll, SochiSwing, и заложены необходимые запасы для дальнейшего развития высотных аттракционов. К концу 2015–2016 года к уже существующим будут добавлены еще ряд аттракционов, в том числе для детей.


— Сколько времени ушло на реализацию проекта в Сочи?

— Памятная встреча в Шамони произошла в феврале 2009 года. Проектирование и изыскания заняли 3 года. Строительство продолжалось 2 года.

— Насколько сложно было возводить подобный объект?

— В проектировании пешеходного моста участвовало 4 института. Профессор Курбацкий Евгений Николаевич из Московского университета путей сообщения лично участвовал в аэродинамических и сейсмических исследованиях и расчетах на сейсмические нагрузки.

По российской квалификации градостроительства данная конструкция относится к уникальным. На данный момент это самый длинный подвесной пешеходный мост в мире. Длина подвесной части 439,09 метров, общая длина канатов 550 метров.

Опорные канаты производились в Германии. Талрепы, на которых подвешена пешеходная часть — в Австралии и Великобритании. Все остальное — российского производства. На строительство моста ушло 740 тонн металла, более 2000 кубометров бетона и более 1,5 километра титановых анкеров. Вся эта масштабная конструкция выглядит очень тяжелой. На самом деле тяжелая в ней только опорная часть, сделанная из массивных труб. Они выполнены из металла, применяемого для трубопроводов, эксплуатируемых в условиях низких температур. Эта часть весит 700 тонн. Она стоит сама по себе. Остальная — подвешенная часть — очень легкая и прозрачная.

Подвесной мост держится на 8 канатах, каждый из которых выдерживает 360 тонн. Для примера подвесная часть моста весит 110 тон. Впервые в мире было принято решение расположить канаты в такой плоскости, что делает конструкцию достаточно жесткой даже при сильном ветре. Основные несущие канаты весят каждый по 8 тонн. Их натяжение составляет 40 тонн. Конструкция собиралась краном, но он при таком плече мог поднять не более 5 тонн. Поэтому все собиралось и скручивалось из частей. Нет ни одной детали длиннее 6 метров, и все они скреплены на шарнирах. После установки опоры вертолетом через ущелье был переброшен первый тоненький канат. На нем вытащили канат потолще и т.д.

Пешеходный мост «Скайбридж» сконструирован таким образом, что способен выдержать 9-балльное землетрясение, ураганный ветер, обледенение и грозу. Комфортное количество людей на мосту 400–500, хотя реально мост способен выдержать несколько десятков тысяч человек, но физически на нем столько не поместятся.